Мой кадровый вопрос

М

Суть любого бизнеса: персонал, продукт, прибыль. Если у вас проблемы с первым пунктом, о двух других можете забыть.

Lido Anthony «Lee» Iacocca

Мой автобизнес разбился именно о кадровый вопрос. Когда в твоей ремзоне стоит машин на десяток миллионов рублей, персонал выходит на первое место даже вне контекста продукта и прибыли. Особенно когда ты видишь, как с автомобиля первого заместителя губернатора ржавой отвёрткой пытаются сковырнуть катушку зажигания.

Кадровый вопрос на производстве

А как вам случай, когда молодой стажёр под присмотром наставника, мастера цеха и технического директора — троих опытных взрослых мужиков — забывает кусок промасленной ветоши на выпускном коллекторе и автомобиль за ночь сгорает в Total. И хорошо ещё что не на общей парковке и что другие не пострадали. И кто в этом случае отдаст всю свою месячную прибыль (если не три), чтобы выкупить у клиента сгоревшее авто? Кто потом будет пытаться продать обугленные останки того, что когда-то резво бегало по дорогам, чтобы отбить хоть часть расходов? А кто просто скажет “Ну по ходу, не быть мне механиком, боюсь теперь к машинам подходить, до свидания” и будет таков? А кто не подойдёт и не предложит “Моя вина в этом тоже есть, давай я часть расходов на себя возьму или помогу чем-нибудь”?

Классический случай. Механик капиталит крутой движок на дорогой машине. И через некоторое время увольняется под благовидным предлогом. Дальше наверное вы уже догадались :-). Да-да! Машину привозят на эвакуаторе с заклинившим мотором. Вы разбираете её (за свой счёт), и худшие опасения оправдываются.  Провернуло нахер вкладыши. Знал уволившийся механик, что недотянул крышки, или уволился без задней мысли? А нужно ли это выяснять? Нужно срочно восстанавливать репутацию компании и машину клиента. Даже по себестоимости это будет недёшево.

Таких историй у меня в запасе много. Буду вываливать их на вас постепенно.

За кадровый вопрос ставлю себе низший балл. Я не сумел главного — найти правильный подход к персоналу. Без этого вся работа с людьми сводится на нет, что бы вы им не предлагали.

Забегая вперёд, предупрежу, что в IT-сфере проблем с людьми у меня не возникало никогда, поэтому получалось эффективно руководить командой разработчиков, например. А вот с механиками прям не заладилось.

Кадровый вопрос в отношениях

У меня всё отлично получалось когда мы с ними находились на одном уровне. Но как только я поднимался выше и начинал ими руководить, отношения сразу же ухудшались. Одно дело — делать совместное дело и понимать, что как вы вместе потрудились, так вы и отдохнёте. И совсем другое дело — отдавать себя в их руки, зная, что от того, как они справятся с задачами, зависит многое в твоей жизни и почти ничего — в их. И если они не готовы за тебя свернуть любую гору, дела твои очень плохи.

Ответственность сотрудников очень ограничена, ваша — безгранична. Всё, что вы сможете в случае чего у них отсудить — половину официальной зарплаты. И то если сотрудник не платит алименты или не фигурирует в другом исполнительном производстве.

Как построить такие отношения, чтобы люди стояли за меня горой, но при этом не дружить с ними и держать нужную дистанцию? Я этого так и не понял. Когда вы вместе, спина к спине, сплочённо противостоите ветряным мельницам в виде самодуров-начальников и нищебродов-клиентов, правильные отношения выстраиваются сами собой. Но как только ты уходишь на повышение, от былой сплочённости не остаётся и следа. Начинаются разговоры от «Променял пацанов на портфель» до рассуждений, какой частью тела ты получил эту должность.

Потом ожидаемо приходится спрашивать с них за рабочие моменты, и с этого момента подшучивания превращаются в реальные обиды типа «Ну чо ты начинаешь, Алексеич, нормально же общались, ну подумаешь, прогулял я три смены подряд, с кем не бывает». И действительно, ещё месяц назад мы дружно всей сменой прикрывали такого прогульщика, а тут вдруг какие-то предъявы начались. И он потом ещё в курилке всем об этом расскажет. Типа, началось закручивание гаек. Дальше они начинают сплачиваться уже против этого.

Почему не получалось

У меня была не одна попытка построить правильные отношения с механиками. С чистого листа, с новыми механиками и даже в другом городе. Каждый раз — в новом городе! И я вроде пытался учитывать предыдущие ошибки и не переносить их в новый коллектив. Но — не выходило.

Не выходило по одной простой причине. Взаимодействие с автосервисными кадрами в роли их начальника не было моим естественным состоянием. Чтобы «правильно» с ними себя вести, мне постоянно приходилось быть в тонусе и играть определённую роль. Это очень сильно утомляло. Нет-нет, да и проскакивал подспудно настоящий я. А ведь эти ребята довольно тонкие психологи. Они раскусывали меня с первой слабины, тем более, что во времена, когда я ещё пытался корчить из себя матёрого бизнесмена-руководителя, средняя разница между мной и механиком составляла десять лет в его пользу. Он меня читал как раскрытую книгу, а должно было быть наоборот.

Что было потом

Перестав думать, чем они заняты, я смог придумать, чем их занять

Я барахтался во всём этом пока ошибочно думал, что можно умом решить то, что решается мудростью. Человеческие отношения не хотели поддаваться оцифровке с помощью тех инструментов, которые были в моём распоряжении: математики, экономики, больших данных, грейдов, сбалансированных показателей и прочих заумных вещей.

И не поддались. Я уступил первым. Без мудрости автобизнес не построить, поэтому из бизнеса я ушёл в ремесло. Мудрость может прийти со временем, а кушать хотелось каждый день.

В один прекрасный день я просто сказал себе «Хватит!». Признал, что автомобильный бизнесмен из меня не получится. Слишком уж большим трудом мне давалось руководство автосервисным коллективом. Приходилось тратить на это до 90% всей энергии. Сразу же начинали проседать другие составляющие, включая пресловутые Продукт и Прибыль. Скинув с себя непосильный груз ответственности за других людей, я смог значительно повысить эффективность их труда.

И это я ещё намеренно умалчиваю про то, что жить в стрессе от необходимости постоянно нести моральную и материальную ответственность за других людей становилось с каждым месяцем всё сложнее. На этом фоне закономерно начало отказывать мужское здоровье, а это посерьёзнее прибыли с продуктом будет. Своя пиписька рубаха оказалась ближе к телу. Кстати, после завязки я ни разу не пожалел о том, что завязал.

Сей душевный стриптиз уже начинает выглядеть затянутым, поэтому на этом я, пожалуй, остановлюсь. Почему не смог решить свой кадровый вопрос — рассказал. В следующей статье расскажу, как решал чужие.

Макар Алексеев

makar@100-sto.ru
Telegram
Instagram

Удержание клиентов и их воспитание Чужие кадровые вопросы

Комментировать