Чек-лист автосервиса

Ч

Давайте проведём небольшой тест, который покажет, надо ли вам что-то менять или у вас всё и так хорошо.

За каждый однозначный ответ “Да” ставьте себе один балл, за каждое твёрдое “Нет” — ноль баллов. Если ваш ответ из серии “ХЗ, вроде и да и нет сразу“, считайте это как “Да“.

Склад

  • Лезете за каждым OEM запчасти в каталог? Да ещё и в неоригинальный?
  • На складе лежит небольшая кучка основных расходников, которая пополняется по принципу “Что продали, то и закупим”?
  • Продаёте запчастей меньше, чем выработки?
  • Продаёте со склада запчастей в месяц (в пересчёте на входные цены) меньше, чем половина его стоимости?
  • Вообще не держите склад, считая его неприбыльным активом?
  • Не имеете в твёрдом виде товарной матрицы, где прописано, какой товар должен находиться у вас в ассортименте, в каком процентном соотношении к остальным и в каких вариантах (оригинал, хороший дубль, дешёвый дубль и так далее)?
  • У вас в компании нет товароведа и закупщика, пусть даже это и один человек?
  • Не фиксируете неудовлетворённый спрос на запчасти?
  • Фиксируете, но потом ничего с ним не делаете?
  • Инвентаризируете склад вручную?

Ремонт

  • Ремонтируете всё (ну ладно, всё кроме царя зверей, ромба и ёлки)? Быстро, качественно, недорого?
  • Ваши механики прикручивают клиентам колёса пневматическими пистолетами?
  • Динамометрические ключи пылятся на полках и достаются оттуда не чаще десяти раз в месяц?
  • Специнструмент либо не используется, либо изготавливается механиками из обрезков железа при помощи болгарки, напильника и сварочного аппарата?
  • Даёте гарантию до ворот или на первое время, несколько сотен километров, и то с кучей оговорок и дополнительных условий?
  • Не вы рассказываете клиентам, как правильно обслуживать их автомобили, а они вам?
  • Не имеете в письменном виде списка обслуживаемых автомобилей (с детализацией поколения, года, кузова, двигателя и комплектации) и списка работ, которые делаете и которые точно не делаете?

Клиенты

  • До сих пор делаете клиентам скидки?
  • Не занимаетесь воспитанием клиентов, а прогибаетесь под них, выгораживая себя отмазкой “Ну это типа законы рынка, мы вынуждены идти навстречу”?
  • Не знаете даты рождения своих клиентов?
  • Не знаете ничего интересного о своих клиентах кроме даты рождения?
  • Отпуская клиента, вы не договариваетесь с ним о дате его следующего визита или хотя бы о дате, когда он разрешает вам ему позвонить и поинтересоваться как дела?
  • Устанавливаете запчасти сомнительного качества, привезённые клиентами?

Персонал

  • Держите механиков (или вообще хоть кого-то, кроме партнёров) на процентах?
  • Не берёте дилерские машины, так как боитесь, что из-за вас клиент слетит с официальной гарантии?
  • Все знают как надо, но никто как надо не делает?
  • Ругаете за косяки сотрудников, а не себя за то что приняли их на работу?
  • Начинаете лихорадочно искать кадры только когда видите перед собой заявление на увольнение?
  • Проводите собеседования с новыми кандидатами реже раза в неделю?
  • Не имеете собственной базы хороших кандидатов, прошедших предварительный отбор и которых можно выводить хоть завтра?
  • Занимаетесь переподготовкой и повышением квалификации персонала реже, чем раз в полгода или вообще не занимаетесь?
  • Пытаетесь компенсировать некомпетентность сотрудников используемыми ими инструментами, в частности, программным обеспечением?
  • Верите, что есть чудо-программа, за которую можно посадить любого, кто отличает клавиатуру от мыши, и тот сразу же станет приёмщиком, кассиром, менеджером запчастей или диспетчером?
  • Не знаете, что лучше — сразу нанять хороших сотрудников или воспитать своих?
  • Не сможете мне показать пакет документации, содержащей ваши бизнес-процессы, должностные обязанности всех сотрудников и их рабочие инструкции?

Привлечение

  • У вас на рекламе полуголая баба?
  • Если я подойду к вашему сотруднику и спрошу у него ваше УТП, он не сможет сходу чётко мне ответить?
  • Думаете о привлечении клиентов больше, чем о ремзоне?
  • Считаете, что привлекать гораздо сложнее, чем качественно потом обслуживать?
  • В смене нет сотрудника, ответственного за приём входящих звонков и трубку снимает тот, кто раньше успел?
  • Ваши группы в соцсетях наполнены ботами и мёртвыми душами, которые к вам никогда не приедут?
  • Не знаете, какие каналы привлечения для вас работают лучше остальных?
  • Ваши сотрудники не знают, чем вы отличаетесь от конкурентов?
  • Не отслушиваете регулярно телефонные разговоры сотрудников с клиентами или отслушиваете, но не проводите разбор полётов?

Финансы

  • Задерживаете зарплату (себе в том числе)?
  • Выбрали кредитные лимиты у поставщиков больше чем на 75%?
  • Не знаете, сколько заработали за период?
  • Знаете, но не точно?
  • Видите в отчётах какую-то прибыль, но не понимаете, куда делись деньги?
  • Не понимаете до конца, что такое “прибыль”, когда она фиксируется и как считается?
  • Вы не фиксируете управленческий баланс или фиксируете, но активы в нём не равны пассивам?
  • Снимаете в год чистой прибылью меньше 70% от максимально возможной?
  • У вас не отложена денежная сумма, на которую можно несколько месяцев оплачивать свои счета и продолжать платить зарплату сотрудникам в условиях полного отсутствия выручки?

Лично вы

  • У вас больше постов чем вы реально можете загрузить?
  • Это не кормящий бизнес?
  • Боитесь ослабить контроль, так как без вас там ничего не работает?
  • Не сможете полноценно контролировать несколько географически разнесённых точек?
  • Не ездите регулярно учиться, не занимаетесь самообразованием, не тянетесь за стремительно меняющейся реальностью?
  • Не сможете точно сказать, зачем вообще этим занимаетесь и почему выбрали именно автобизнес?
  • Если я начну вас спрашивать, как я смогу самостоятельно понять, довольны ли вы своим бизнесом, вы начнёте отвечать прилагательными вместо цифр?

Подведём итоги

Все “Да” только в одном блоке

Поздравляю! Вы реально монстр! Вы уже смогли довести до идеала шесть блоков из семи, поэтому осилите и оставшийся седьмой. Это как с изучением иностранных языков: каждый следующий даётся легче предыдущего. Благодаря этому чек-листу вы теперь точно знаете, над чем надо поработать и это убережёт вас от лишнего растрачивания сил. Изредка следите за обновлениями. И на ваши вопросы здесь обязательно появятся ответы.

Все “Да” больше чем в одном блоке

Капитан Очевидность скажет, что чем больше блоков с положительными ответами, тем хуже. И будет совершенно прав. Если один проблемный блок можно подтянуть, приложив X часов времени, то на два проблемных блока уйдёт не X+X часов, а . На три, соответственно, и так далее. И это при хорошем раскладе, точно зная проблему и выбрав лучший путь её решения. Собственно, этот блог для того и создавался, чтобы с его помощью точно диагностировать проблемы и находить лучшие пути их решения. Не переключайтесь!

По одному “Да” в каждом блоке

Мы с вами коллеги. Мы точно знаем, как не надо делать. Когда я занимался автобизнесом, у меня как раз было по одному-два “Да” в каждом блоке вопросов, а в блоке персонала — целых шесть! С таким раскладом успеха добиваются только очень везучие люди, к которым, увы, причислить себя не могу. Именно поэтому я решил бросить автобизнес, поработать совершенно в других областях, а затем начать вести этот блог.

Вы или совсем недавно в автосервисе или это не кормящий бизнес и вам всё равно, что там происходит. Не в убыток и ладно. Но если вы работаете больше трёх лет и посвящаете своему бизнесу больше ста часов в месяц, рекомендую задуматься, своим ли делом вы вообще занимаетесь. Может быть, стоит отдать сервис в умелые руки, а самому начать вести блог ;-)? Ваш опыт был бы очень полезен другим предпринимателям.

Если такая перспектива вас не очень радует, немедленно подписывайтесь и не пропускайте ни одного выпуска! Будем общими усилиями и коллективным разумом разбираться, почему так происходит и как это исправить.