Почему этот блог называется 100 СТО?

П

Наша жизнь – это не череда ошибок, а последовательность уроков. Не существует негативного опыта: есть возможность для роста и движения вперед

Robin Sharma — «The monk who sold his Ferrari«

Здесь я рассказывал о своём опыте работы в автобизнесе и объяснял, почему могу смело считать себя самым большим неудачником в его истории. Однако, терпеть неудачи со временем надоедает и поняв, что бизнесмен или руководитель из меня никакие, я переобулся в специалисты и неплохо прокачался по технической части (бизнес-процессы, закуп, автоматизация, привлечение, учёт, и тому подобное).

Жизнь не стоит на месте, поэтому в определённое время я понял, что кроме СТО в мире есть и другие, более интересные виды деятельности, после чего решил вовсе завязать с автосервисами и пойти дальше.

Рассказываю, до чего в итоге докатился.

В настоящее время работаю в компании odoo, занимаюсь Data Science. В частности, проектирую эко-системы и оцифровываю объекты реального мира, чтобы потом строить гипотезы и разрабатывать прогнозные модели. Лучше набивать шишки в виртуальной реальности, а то в реальном мире такой опыт может стать очень дорогим.

До того как стать специалистом по большим данным, был простым разработчиком, потом скрам-мастером, потом аналитиком, далее стал руководителем отдела разработки и, как вершина, тех-лидом. Поэтому знаю всю внутреннюю кухню разработки программного обеспечения, да и сам могу своими руками запилить какой-никакой программный продукт.

Поэтому все вопросы, касающиеся автосервисного программного обеспечения, его качества, пригодности, кривизны рук его разработчиков и подходящести лично для вас — это однозначно по моей части. Я в этом разбираюсь от начала до конца. Даже консультировал IT-компании по вопросам управления процессом разработки. Учил делать нормальное ПО как менеджеров, так и простых программистов (был их техническим инструктором). И ведь делали потом, как миленькие.

А в бытность сервис-меном, работал с разными системами. Проходил и Далион, и Альфа-Авто, и АвтоДилер, и 5S, и самописные решения, и платформу odoo, и ещё некоторый софт. От дорогущих Incadea и ELVA DMS до самых простых типа Менеджер Автосервиса. Гонял между ними данные, прикручивал интеграции, дорабатывал возможности.

До того, как переехать, я посвятил автобизнесу около 10 лет! Начинал в компании Netix, занимался внедрением их продукта Triceps в разные автосервисы. Попутно приходилось также заниматься обучением сотрудников и управленческим консалтингом, так как клиенты поначалу не понимали, как Triceps даст им добавочную прибыль. Приходилось объяснять, помогать и показывать. Сколько мозгов я вправил собственникам и руководителям станций технического обслуживания, даже подсчитать сложно. Очень много. Начиная от того, что такое «Номенклатура» и почему за ней нужно следить, и заканчивая автоматизированным построением прогнозов и сопоставления планов с фактом.

И как-то раз меня заметил один из собственников небольшой (на тот момент) станции и сказал «Раз ты такой умный и всё знаешь, то давай, приходи на работу, я как раз только что управляющего уволил». Ну я и согласился. За три с лишним года удалось нарастить обороты 5 раз. Из небольшого скромного сервиса мы превратились в достаточно уверенное предприятие.

Потом я неосмотрительно подумал, что могу и сам, и на заработанные деньги открыл собственный автосервис. Начал им заниматься, вышел на точку безубыточности и продал долю партнёру, так как понял, что автобизнес вообще и руководство людьми в частности — не моё. Не нравится, не получается, всем в итоге плохо.

После завязки я начал прокачиваться по технологиям автоматизации бизнеса. И там начало довольно неплохо получаться. Что касается бизнес-процессов, могу без ложной скромности сказать, что в части автосервисных процессов я был одним из лучших в стране. А может и есть до сих пор, кто его знает.

За годы работы непосредственно и около автобизнеса я приобрёл колоссальный опыт, который не мог не сказаться на дальнейшей судьбе. Меня, по старым связям, наработанным ещё в годы работы в Netix, то и дело звали консультировать собственников и управленцев автосервисных предприятий, чем я периодически и занимался.

Был опыт открытия и развития сервиса в Москве с полного нуля, получалось раскалять телефон на приёмке целевыми звонками, оптимизировал закуп, составлял товарные матрицы, занимался созданием имиджа компании, чего только не делал. Разве что сам у подъёмника с гайковёртом не стоял.

И всё это делал с применением самых современных технологий, методов и инструментов, так как без них я просто не справился бы с таким колоссальным объёмом работы, который на себя добровольно вешал.

Когда я пришёл в odoo и они узнали о моём бэкграунде, они стали переключать на меня всех клиентов-сервисменов. В итоге я пришёл к тому, от чего когда-то сбежал. Сначала занимался автоматизацией отчётности, так как лучше всех понимаю, какие показатели работы автосервиса являются действительно важными, а какие — не более, чем легализованный источник прокрастинации, как их анализировать, какие отклонения являются допустимыми, а какие нет. Плюс к этому, я лучше всех понимаю, как реагировать на те или иные отклонения. В итоге, собрав достаточную коллекцию фейлов и винов, я сумел скрестить отчётность с системой принятия решений, убрав часть человеческого фактора из управления авторемонтным бизнесом.

Далее это всё потребовалось развивать, обучать и поддерживать. Чтобы не иметь к этому препятствий, пришлось влезть в авантюру и взять некоторую часть ответственности за управление этими автосервисами. Сперва их было 15 штук, потом подключались всё новые и новые, и на текущий момент их 317. Вот так самый большой неудачник в истории автобизнеса стал управляющим партнёром нескольких сотен предприятий.

При этом я никогда не был ни на одном из них, и даже не знаю, кто как называется, чтобы исключить мой человеческий фактор и коррупционную составляющую (привет российскому гражданству). Они для меня — только идентификаторы. Сервис номер 1, сервис номер 25, и так далее. Этот выходит на достижение поставленных целей по итогам месяца, этот выходит, а вот этот уже не выходит (это я знаю уже примерно на пятый-шестой день месяца, а иногда вообще на второй), потому что просели такой и такой показатели, следовательно, шлём местному управляющему план действий и смотрим, что поменяется, когда он это выполнит. И — внимание — никакого общения с людьми, которое у меня так сильно не получалось. Только цифры, графики, тенденции и отклонения.

Но то всё рутина. Обучай искусственный интеллект управлять предприятиями авторемонтного бизнеса, и все дела. Скучновато. Ну нет у меня управленческо-менеджерских амбиций. Поэтому достижения в этой области не воспринимаются как что-то выдающееся. В odoo, помимо непосредственно автоматизации, у меня появилась возможность поработать ещё и с реально большими данными, и мы сделали на этом несколько интересных проектов. Например, вывели вероятностную модель поломок определённых автомобилей, основываясь на жизненной истории 18 000 авто. Вот это действительно интересно и захватывает целиком.

Я знаю, что и когда сломается у каждого клиента

Потом поставили эту модель на рельсы машинного обучения, и она продолжает совершенствоваться уже без меня. И реально работает. На основании накопленных данных она с точностью до нескольких сотен километров пробега предсказывает, что и когда сломается у каждого клиента. Ещё раз: натравив эту модель на базу данных вашего программного обеспечения, я смогу с точностью до нескольких сотен километров пробега предсказать, что и когда сломается у того или иного вашего клиента.

Оговорка: чтобы это получилось, базу данных нужно вести аккуратно и качественно.

Предсказывая поломки, легко предсказать стоимость владения автомобилем. Закладываем стоимость нормо-часа и запчастей, и модель говорит, сколько долларов вам будет стоить эксплуатация автомобиля на определённых пробегах. Не считая, разумеется, страховок, амортизации, аксессуаров и бензина. Но сколько вы оставите на такой машине именно в автосервисах, считается довольно точно и постоянно корректируется, чтобы быть ещё точнее.

Сейчас занимаемся продвинутой сегментацией клиентом и анализом клиентского поведения. Зная данные о клиенте и его автомобиле, предсказываем его дальнейшее поведение в отношении вашего сервиса. Как с ним можно, как нельзя, что сделать, чтобы приворотить, и чего не делать, чтобы не потерять. Получив вводные, машина их анализирует, просит задать вопросы, которые помогли бы ей точнее раскусить этого пряника, после чего выдаёт довольно точную характеристику. Например, вот этому клиенту ни в коем случае нельзя на первом визите предлагать что-то сверх заказанного, иначе он больше не приедет. А этот наоборот, больше не приедет, если вы не предложите ему чего-нибудь на сумму до $25. А этому наоборот, от $50. Этот никогда не позвонит, если увидит на сайте вот такой контент. Этот никогда не приедет, если услышит по телефону такой тембр голоса или такую фразу. И так далее. Круг вопросов, которые может решить машинное обучение, очень широк. И задача предсказать, как поведёт себя клиент, если пики лягут так-то, далеко не единственная.

Я смог повлиять более чем на 100 СТО

Недавно я решил прикинуть, а сколько сервисов в России и Европе были охвачены моими вниманием и влиянием, скольким я сумел в итоге помочь. И насчитал, ни много, ни мало, больше 100 штук! И это не считая трёх с лишним сотен, которыми сейчас помогаю управлять.

Цифра показалась внушительной, поэтому я решил в свободное время вести блог, который вы сейчас читаете. Думаю, теперь не надо объяснять, почему у него такое название :-).

Только в этом я нашёл способ начать забывать предыдущий опыт и освобождать место под новый, который нужен на новой работе.

Не существует гарантированных способов преуспеть. Существуют гарантированные способы только облажаться.Максим Дорофеев

Вышеуказанную цитату я считаю своим девизом. Она очень, очень правильная. И до тех пор, пока я сам этого не осознал, я, будучи руководителем, продолжал раз за разом изобретать новые способы именно облажаться, а не добиться успеха. Пожалуй, это главный урок, который я вынес из всего своего карьерного и жизненного опыта. Поверьте, все успешные сервисы успешны одинаково, но каждый убыточный убыточен по-своему.

И я могу считать себя экспертом по гарантированным способам облажаться, поскольку я видел (и, чего греха таить, проходил) их все. Я точно знаю, как развалить любой, самый устойчивый автосервис. И вас научу :-).

Периодически почитывая разные автосервисные группы, каналы и чятики, я вижу, что у людей есть просто огромное количество проблем, которые они считают проблемами, но для меня это всё уже — давно и успешно пройденные закрытые этапы. Я не вижу в этом даже проблемы. Так, небольшие несложные задачки.

Не думайте, что я сейчас хвастаюсь или выпендриваюсь. Просто моя текущая деятельность научила меня щёлкать такие «проблемы» как орешки, потому что я занимаюсь этим по много раз на дню. Однако, я в этом тоже не самый крутой в мировом масштабе. Я езжу на разные конференции и вижу людей, в сравнении с которыми я и сам понимаю, что я только в начале пути.

<strong>Спортивная аналогия</strong>
Представьте себе толпу детворы, которая во дворе учится чеканить футбольный мячик. Дети не состоят в секциях, просто гоняют в дворовый футбол и, когда устанут бегать, пробуют чеканить. Получается сложно и плохо, лучший результат — 7 раз, и то уже месяц никто не может побить рекорд. И прогресс в среднем составляет 2-3 раза за каждое лето.

И тут мимо проходит профессиональный футболист. Который играет с шести лет. Он берёт у детей мяч и начинает чеканить его безостановочно всеми разными способами и частями тела. Дети в восхищении, а для него это вообще не проблема.

И при этом это не обязательно Месси. Это может быть стареющий игрок самой слабой команды в последней футбольной лиге, не вылезающий со скамейки запасных. Игрок, которого никогда не купит другая команда, потому что он уже четвёртый сезон не забил ни одного мяча.

Люблю спортивные аналогии. Думаю, не надо объяснять, где здесь детвора, а где профессионал, пусть даже и плохонький :-). Я отчётливо понимаю, что я вообще не крутой, так как ориентируюсь на Месси, но при этом все задачи дворового футбола я могу решить на высочайшем уровне.

Видя, как много вопросов вводит такое большое количество людей в ступор, я не могу просто сидеть и смотреть. Хочу помочь.

Вы скажете «Раз такой умный, ну и пили свой блог дальше, пиши статьи, пусть люди читают». Да, вы правы. Так и буду делать. Но блог пилится по остаточному принципу. Делать хорошие статьи очень сложно. У меня одна статья может занимать по 10 часов времени, из которых три уходит на написание, а остальные — на продакшн (форматирование текста, подбор цитат и внешних ссылок, встраивание в блог, и так далее). Разумеется, я не могу выпускать их каждый день.

Если у вас есть какие-то практические вопросы или пожелания к тому, о чём бы вы хотели почитать, оставляйте их в комментариях к статьям блога. Обещаю, что все вопросы и мнения будут учтены и охвачены.

Макар Алексеев

makar@100-sto.ru
Telegram
Instagram

Комментировать