Рабочее место или гаджет?

Р

Некто пожелал, чтобы компьютером можно было пользоваться так же легко как и телефоном. Мечта сбылась: я уже не могу разобраться, как пользоваться телефоном

Bjarne Stroustrup

Cпасибо, что прочитали первую статью из цикла о программах для автосервисов. Большое спасибо за комментарии в нашем с вами Telegram-канале, посвящённом поиску протраханной протраченной эффективности. Один коммент был так хорош, адекватен, злободневен и уместен, что оставлять его задвинутым глубоко в недрах Telegram-канала было бы неправильно. Поэтому я решил посвятить им отдельную статью.

Разработчики отвечают, что программа должна быть дополнением к голове, а не её заменой

Так говорят разработчики именно говнософта, разработчики к примеру эпл так не говорят поэтому их продукт популярен

А я упоминал в статье отдельной строкой разработчиков популярных приложений для широкого круга пользователей.

У них другая парадигма. Им действительно нужно, чтобы их продуктом мог пользоваться любой человек. Поэтому они сильно морочатся на юзабилити.Но они не пишут Enterprise-приложения (уровня предприятия), где на первом месте эффективность, поэтому другие задачи, другая ответственность и предполагается определённый уровень подготовки пользователей.

И не станете же вы спорить, что приложения для широкой публики своей простотой стимулируют развитие клипового мышления, подталкивают к потреблядству, пожирают кучу времени, и на дальней перспективе приводят к одебиливанию своих пользователей? Им ведь не надо, чтобы люди думали. Им надо, чтобы люди покупали, покупали, и покупали. Не спорю, что мобильное приложение или личный кабинет автолюбителя должны быть рассчитаны на любого человека. Но инструмент профессионала должен быть профессионален, иначе профессионал не сможет им пользоваться.

Приводит к отуплению и тд согласен, но я и не стремлюсь быть гением в по и самое главное тратить время на его изучение, стенда развала схождения есть практически во всех сервисах хотя тоже ведёт к отуплению так как стенд все показывает куда и чего крутить, в ПО телефону функций и задач больше чем в автоматизации автосервиса в данный момент, а факт того что во всех известных мне ПО что заказать запчасти у поставщика нужно как минимум зайти в два раздела и количество кликов вообще страшно считать хотя это примитивная функция, а что по не масштабируется для экрана 15.6 это вообще позор и по позиционирует себя лучшим на рынке, на мое замечание сказали мы не виноваты что у вас маленький дисплей.

Комментарий длинный, поэтому будем разбирать по порядку.

Приводит к отуплению и тд согласен, но я и не стремлюсь быть гением в по и самое главное тратить время на его изучение

Быть гением в ПО никто никого не заставляет. Это действительно лишнее. Достаточно быть гением в своей профессиональной деятельности. Тогда вопрос инструмента отойдёт на второй план. Опытный водитель грузовика не замечает, как он переключает передачи и когда он это делает. Опытный музыкант не замечает пальцев и своего инструмента — перед ним только его исполнительский замысел и свободное движение звуков. Когда играет Steve Vai, вы точно уверены, что играет именно он, чью бы гитару он не взял. Можете дать ему любую раздолбанную, не настроенную, без половины струн, но и в этом случае будет понятно, кто играет.

То же самое справедливо и для изучения ПО и потраченного на это времени. Изучайте свою профессиональную область, тратьте время на это, становитесь экспертом в своём деле и вы параллельно станете экспертом и в инструментах. Опытный шиномонтажник легко разберётся со станком и фирмы Trommelberg, и Corghi, и Hoffmann и Станкоимпорт. Ему не надо будет тратить много времени на изучение станка, потому что он уже потратил много времени на овладение мастерством шиномонтажа.

Опытный лётчик, пересев на другой самолёт, потратит относительно небольшое количество времени на освоение нового расположения приборов, интерфейса бортовых компьютеров и порядка осуществления регламентных операций, но ему не придётся заново изучать самое сложное: аэронавигацию, динамику полёта, английский язык, правила общения с диспетчерами. Его лётный опыт перенесётся на другую машину легко и непринуждённо.

Специалист реально крут когда его результат максимален независимо от инструмента

И вот кстати вам ещё один показатель крутизны ваших сотрудников. Специалист становится реально крут, когда инструмент перестаёт иметь для него решающее значение. Крутой подборщик запчастей легко работает с оригинальными японскими программами на иероглифах. Крутой приёмщик, забери вы у него все программы, продолжит работать как ни в чём не бывало. Возьмёт замасленную дефектовку из рук механика, тут же ручкой накидает стоимость по работам, примерные цены по запчастям, просуммирует всё на калькуляторе и согласует ремонт с клиентом, без дилетанстких отмазок типа «А у меня компьютер выключился, я вам позже ремонт просчитаю». Крутой закупщик, если останется без компьютера, зайдёт на склад, осмотрится и закажет всё необходимое, просто позвонив менеджеру поставщика или отправив ему письмо со списком.

У нас в программировании примерно то же самое. Есть Программист, а есть Программист на каком-то языке. Надо ли говорить, кто из них более крутой? Когда ты умеешь хорошо программировать, для освоения нового языка тебе не нужно заново осваивать само программирование. Достаточно плотно 7-10 дней поизучать особенности нового языка или фреймворка, и вот ты уже можешь эффективно с этим работать. А чтобы освоить технику программирования безотносительно языка, действительно нужны годы практики и сотни решённых задач.

Стенды развала схождения есть практически во всех сервисах хотя тоже ведёт к отуплению так как стенд все показывает куда и чего крутить

Ой, какой хороший пример! Спасибо за него огромное! Стенд сход-развала показывает текущее состояние измерений и сравнивает его с эталонными значениями от производителя, содержащимися в его базе данных.

Стенд не говорит, какой ключ взять, какую гайку и в какую сторону повернуть, когда остановиться. Стенд не делает предварительную проверку ходовой части перед началом регулировки, чтобы удостовериться, что её вообще можно выполнить.И мишени на колёса стенд тоже не навешивает. Всё делают руки и голова. Стенд всего лишь молча показывает, что в итоге получается. То есть, это даже не производственный инструмент, а измерительный. Как секундомер (именно секундомер, а не кроссовки) у бегуна. Как метроном у музыканта. Как спидометр у гонщика. Как микрометр у моториста.

Более того, и профессиональный бегун достаточно точно знает, каким темпом идёт, и крутой музыкант достаточно точно знает, в каком темпе играет, и хороший гонщик достаточно точно знает, с какой скоростью едет. И моторист без микрометра точно укажет, где и что пора шлифовать.

Не обладая основным профессиональным навыком — умением крутить гайки — вы не сделаете развал даже на самом лучшем стенде. Обладая основным профессиональным навыком — умением крутить гайки — вы отрегулируете развал и без всякого стенда, с помощью зеркал, ниточек или лазерной указки. Не бывает развальщиков на Hoffmann и развальщиков на Hunter. Любой из них легко освоит любой стенд, потому что он умеет главное — крутить нужные гайки в нужную сторону. Заберите у него стенд, и он всё равно вам всё отрегулирует, пусть это и займёт больше времени.

Соответственно, стенд сход-развала не ведёт к отуплению развальщика, поскольку, как мы знаем, развал можно с той же точностью выставить и без стенда. Но придётся тратить время на предварительную подготовку, выравнивание пола и поиск информации об эталонных значениях углов установки управляемых колёс и допустимых отклонениях. Стенд ведёт к ускорению процесса регулировки, то есть, стенд является инструментом повышения эффективности развальщика с прямыми руками. А если он не знает, где находится эксцентрик, который надо крутить, никакой стенд ему не поможет. Кто как не вы знает кучу примеров, когда регулировку не удаётся вывести в допуск по причинам, не зависящим ни от мастерства развальщика, ни от используемого инструмента. Например, если кончились сайлентблоки, стоят проставки или погнут рычаг подвески.

В ПО телефона функций и задач больше чем в автоматизации автосервиса в данный момент

Ну ещё бы их там не было :-). Главная задача ПО для широкого пользователя — стимулировать вас тратить деньги, желательно побольше и почаще. Упомянутые выше Apple особенно в этом преуспели. У них всё очень красиво, удобно, функционально и за счёт этого можно ставить гигантскую наценку, будучи уверенными, что купят за любые деньги, потому что реально нет альтернативы по красоте, удобству, качеству фоточек и напыщенности самого бренда.

ПО для повседневной жизни измеряется удобством. ПО для профессиональной деятельности измеряется эффективностью. Есть множество программ для любительской обработки видео. Чем меньше в них функций, тем они проще. По мере увеличения количества вещей, которые можно делать с помощью этой программы, возрастает и сложность её освоения. Появляются какие-то непонятные слова типа «Диафрагма», «Saturation», «Hue», «Interval Thinning», значения которых любитель не знает и поэтому думает, что программа какая-то стрёмная, раз он не может ею пользоваться. Поэтому для своих любительских целей он берёт что-то простое, удобное и понятное, но гораздо менее эффективное, чем большие, громоздкие и сложные (для непрофессионала) продукты, которыми, например, пользуются при монтаже видео голливудские студии.

Профессионалы не работают на гаджетах

Существует отличное слово: Гаджет. Устройство для украшения повседневной жизни, её облегчения или банальной развлекухи. Рабочее место специалиста никогда не будет гаджетом, поскольку на работу он приходит не развлекаться, не украшаться и не облегчаться.

Сложная работа делается с помощью сложных инструментов. Возьмите работу того же монтажёра видео на киностудии, который одним ляпом может испортить впечатление от фильма с бюджетом в сотни миллионов долларов. Будет он делать её в ПО, которое можно установить на телефон? Про лётчиков я даже и говорить не буду, сами знаете, что бывает, когда они ошибаются. Поплывёте в круиз на лайнере, которым капитан управляет с планшета, сидя в ванной у себя в каюте?

Пример большой эффективности при малом удобстве

Какими органами управления автомобилем вы пользуетесь каждый день? Руль, педали, ручка КПП, управление радио, фарами и кондиционером. На стрелки, наверное, не часто смотрите даже. Руль у вас наверняка удобный, красивый, круглый и понятный. Давайте посмотрим на руль профессионального гонщика Формулы-1.

Очень неудобный для обычного водителя, но очень эффективный для профессионала. С его помощью управляется мегалитическая дура, которая разгоняется до сотни меньше, чем за две секунды, а до трёхсот долетает за девять секунд. Поворот 130R на трассе Suzuka в Японии машина проходит на скорости под 300 км/ч с боковой перегрузкой 5g (космонавты, когда летят к земле в спускаемом аппарате, испытывают только 4g). В повороте Parabolica на трассе Monza в Италии машина разворачивается на 180 градусов на скорости около 200 км/ч. И всё это время ею надо управлять. Малейшая ошибка — и эта ракета за доли секунды врезается в ограждение.

На трассе Valencia, расположенной в одноимённом городе, пилот переключает передачи 64 раза за круг, то есть больше 4700 раз за два боевых часа гонки. Чтобы вы понимали, это одно переключение каждые 63 метра или чаже чем раз в полторы секунды. Сумели бы вы дёргать свою комфортную, привычную, понятную и удобную палку в таком режиме на протяжении двух часов, подвергаясь огромным перегрузкам, и при этом будучи постоянно в курсе того, что происходит вокруг?

Дисплей на руле многофункциональный и может показывать кучу разной информации, по выбору гонщика. И всё это обилие кнопок, лепестков и крутилок постоянно используется. Если вы посмотрите onboard из кабины, вы увидите, что гонщик постоянно что-то нажимает, трогает, переключает и подкручивает. На трассе Сочи 18 поворотов. Как минимум, перед каждым поворотом гонщик выставляет точные регулировки дифференциала на входе в поворот, в середине поворота и на выходе. Тормозной баланс регулируется перед каждым входом в поворот и после каждого выхода. Плюс надо не забывать открывать крыло, следить за дорогой, переключать дисплей, общаться с командой по радио и всё это при средней скорости больше 150 километров в час.

При всей своей сложности для обычного водителя только такой непонятный и неудобный руль гоночного болида может обеспечить максимальную эффективность. Пилоты при этом не просят сделать им кокпит как у их дорожных машин, с кондиционером и коробкой-автомат. Они понимают, что в кабине дорожного автомобиля надо ездить по дорогам, а если едешь по трассе, отрабатывая свой гонорар, инструмент должен быть соответствующий.

Не думайте, что программы широкого потребления нацелены только на ваше удобство. Конечно, нет. У них есть свои выгодоприобретатели, которым очень важна эффективность приобретения своей выгоды. В этом сегменте удобство пользователя означает эффективность отъёма денег у этого самого пользователя. Профессиональный инструмент отличается от ширпотреба тем, что он отвечает прежде всего за эффективность прихода денег к своему пользователю.

Посмотрите на популярные приложения крупных банков и маркетплейсов. Они красивые, они блестящие, они очень удобные и доступные для любого человека. Сделано это для того, чтобы любому человеку было удобно в этих приложениях тратить деньги. Согласитесь, тратить гораздо приятнее, будучи окружённым красотой и безупречным сервисом. Вам подтвердит это любой посетитель стриптиз-бара.

Зайдите в любую дилерскую приёмку, в брендовый бутик или дорогой ресторан. Дорогая мебель, дизайнерский ремонт, хорошо одетый, вежливый и дружелюбный персонал. И всё это для того, чтобы вас расслабить и помочь комфортно и безболезненно расстаться с деньгами. В пользовательских интерфейсах та же самая ситуация.

Вот вам ещё одно отличие хорошей профессиональной программы для автосервиса от плохой популярной. Профессиональная разработана, чтобы обеспечивать приход денег вам, популярная — своим  и смежным разработчикам. Очень красивая, удобная и понятная программа делается, чтобы вы её купили, а не чтобы вы с ней зарабатывали.

Очень красивая, удобная и понятная программа делается, чтобы вы её купили, а не чтобы вы с ней зарабатывали

Профессиональное ПО приносит деньги прежде всего вам

Зарабатывание же денег сопряжено с тяжёлым трудом и антураж там должен быть соответствующий, чтобы вы сильно не расслаблялись и были максимально эффективны. В болидах F-1 нет кондиционеров, нет автоматических коробок, нет ABS и других приятностей, без которых современный автолюбитель даже не будет рассматривать такой автомобиль к покупке. Но зато ни один дорожный автомобиль не проходит повороты с такой скоростью.

Я не говорю, что на работу люди приходят страдать. Напротив, они сделают гораздо больше, если будут наслаждаться своим инструментом. Любители наслаждаются, когда им всё удобно, красиво, просто и понятно. Профессионалы наслаждаются, когда программа их ни в чём не ограничивает. Тогда они превосходят сами себя, покоряют новые вершины, чего не сделать, находясь в зоне комфорта или в зоне ограничения по функциональности.

Для обывателя Удобно равно Просто и понятно. Для профессионала Удобно равно Я всё могу.

Конечно, можно дать сотруднику автосервиса гаджет вместо рабочего места. Сразу же и требования к его скиллам уменьшите. По сути, любого человека с улицы сможете посадить, и он будет зарабатывать вам деньги легко и непринуждённо, практически не прилагая усилий. Но вот только те деньги, что он вам заработает, вас скорее всего, не устроят, потому что удобство — это про проще и доступнее, а эффективность — это про больше и быстрее.

Факт того что во всех известных мне ПО что заказать запчасти у поставщика нужно как минимум зайти в два раздела и количество кликов вообще страшно считать хотя это примитивная функция

Вопрос нужно адресовать разработчикам поставщиков. Подавляющее большинство их клиентов предпочитает делать заказы через личный кабинет, поэтому они совершенствуют его, а не API для автоматизации заказов. Это именно то, что вы отмечали в предыдущей части комментария. Поставщики хотят быть Apple, поэтому работают над юзабилити своих веб-интерфейсов, чтобы сократить количество кликов, которые «страшно считать». Им надо, чтобы любой автолюбитель мог зарегаться и сразу же начать тратить деньги. Для них эффективность — это когда даже новичок, ранее не работавший в автобизнесе, которого вы взяли на работу за недорого, мог быстро освоить личный кабинет и начать осваивать ваши бюджеты.

В то время как для профессионала эффективность — это возможность вообще убрать этап общения с личным кабинетом, чтобы отправлять заказы прямо из учётной системы. Но для этого нужен хороший API, который поставщики делают по остаточному принципу, что и приводит к описанным сложностям.

Но профи на то и профи, что отсутствие инструмента их не останавливает. Есть отличный способ быстро делать заказы поставщикам буквально в один клик!

Самый эффективный способ сделать заказ поставщику

У вас наверняка есть персональный менеджер в каждой компании-поставщике. Напишите, что вам нужно, и отправьте своему менеджеру. Его работа — максимально быстро это обработать и вам отгрузить. Он заинтересован в оборотах и поэтому сделает всё в лучшем виде.

И не надо городить ни личных кабинетов, ни API, ни чудо-программ. Кто хочет быть эффективен, тот будет эффективен несмотря ни на что.

А что по не масштабируется для экрана 15.6 это вообще позор и по позиционирует себя лучшим на рынке, на мое замечание сказали мы не виноваты что у вас маленький дисплей

Все позиционируют себя как лучшие на рынке :-). Вы же тоже не говорите своим клиентам «Ну мы так себе, что-то умеем ремонтировать, не супер, конечно, но вроде народ не сильно жалуется». Важно соответствовать своему позиционированию.

Важен не размер экрана, а его разрешение (количество пикселей на единицу длины). Монитор 15.6 с разрешением 1366 × 768 и монитор 15.6 с разрешением 1920 × 1080 — это два совершенно разных монитора. Подавляющее большинство программ будет отлично смотреться на мониторе 15.6 с разрешением 1920 × 1080.

Мы же говорим о профессиональном софте? Он предъявляет свои требования не только к пользователям, но и к оборудованию. Если его интерфейс не предполагает адаптивной вёрстки, приходится подстраиваться под требования, потому что в профессиональном софте они (должны быть) продиктованы эффективностью. Требования при этом могут предъявляться не только к экрану, но и к процессору, памяти, скорости Интернета, и так далее.

Часто прилетают вопросы типа «А вот программа на моих компьютерах тормозит, что мне теперь, все компы на приёмке поменять?». Да, конечно! Срочно бегите и меняйте. Вы ведь купили программу, чтобы зарабатывать? Следовательно, знаете, сколько хотите (дополнительно) заработать с её помощью. И если этих денег не хватит даже на обновление/приобретение компьютеров, то не покупайте программу, пока не определитесь со своей бизнес-моделью и тем, как собираетесь зарабатывать деньги.

Очередная полезность. Как оценить адекватность требований, предъявляемых программой к пользователям, оборудованию, процессам и всему остальному? Оценивайте исключительно в рублях. Если добавочная выгода от внедрения программы перекроет расходы на железо, зарплаты хороших сотрудников (которые будут ею пользоваться), перестроение процессов, и прочие сопутствующие, значит, нужно смело идти на эти траты. Кстати, так нужно оценивать требования не только от программы, но и ваши личные требования к чему бы то ни было.

Вы ведь можете  посчитать, через сколько месяцев окупите те или иные затраты? Можете? Правда можете? Считаете? Нет??? Блин :-(. Ну так считайте :-)! Тогда станет понятно, надо ли менять программу, людей, оборудование, вкладываться в рекламу, делать ремонт, и так далее. Если можно вместо приёмщиков, которые стОят 50 000 и приносят вам 10 000 нанять приёмщиков, которые будут стОить 150 000 и приносить вам по 150 000, почему бы не нанять? Зачем возиться с дешёвыми?

Задавайте себе этот же вопрос в отношении любых составляющих вашего бизнеса и через некоторое время вы поймёте, что затраты — это генератор прибыли. Не зря в общем виде рентабельность считается как отношение прибыли к затратам. Если с увеличением затрат растёт и прибыль, смело наращивайте затраты до тех пор, пока находитесь в рамках желаемой рентабельности.

Комментировать